Анонс

Открытие выставки натюрмортов О.С. Малютиной «Упоительная обыденность»

15 мая 2019г.

18 мая в 18.00 в Художественной галерее в рамках Всероссийской акции «Ночь музеев-2019» состоится открытие выставки натюрмортов О.С. Малютиной «Упоительная обыденность».

В собрании Смоленского музея-заповедника находится 94 живописных произведения Ольги Сергеевны Малютиной. Столь многочисленная коллекция оказалась в Смоленске неслучайно. В 1967 году Ольга Сергеевна Малютина и ее супруг, художник Михаил Васильевич Оболенский, подарили государству 150 своих работ. По просьбе авторов Министерство культуры РСФСР передало этот бесценный дар в Смоленск. Так город, тесным образом связанный с именем отца Ольги Сергеевны – известного русского художника, академика живописи Сергея Васильевича Малютина – стал обладателем коллекции.
В своем творческом развитии Ольга Сергеевна проделала большой путь. Яркой страницей, повлиявшей впоследствии на ее формирование как художника, безусловно, стали впечатления детства, связанные с Талашкиным. «Ровно три года и три месяца, как в русских былинах», по выражению самого Малютина, он провел в имении княгини М.К. Тенишевой в Талашкине, где ему и его семье были созданы идеальные условия для жизни и творчества и где он сумел воплотить свой стиль, названный впоследствии «малютинским». По проекту Малютина вырос весь архитектурный ансамбль Талашкина, построено здание знаменитого историко-этнографического музея М.К. Тенишевой «Русская старина» в Смоленске.
Тенишева, у которой Ольга Малютина прожила два года, заметила прирожденный талант тринадцатилетней девочки к рисованию и ее удивительное чувство цвета. Хорошей школой для Ольги Малютиной стали занятия живописью под руководством отца – не только крупного художника, но и талантливого педагога. В 1901-1903 годах С.В. Малютин руководил талашкинскими художественными мастерскими, затем долгое время (1903-1923) работал в Московском училище живописи ваяния и зодчества, во Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские), воспитал целую плеяду мастеров советского искусства. Малютин был для дочери непререкаемым авторитетом и оказал на ее развитие самое благотворное влияние. Не прошло бесследно и общение с выдающимися русскими художниками, собиравшимися в московском доме Сергея Малютина, – Архиповым, Васнецовым, Касаткиным, Волнухиным.
С 1917 года О.С. Малютина начала участвовать в выставках «Товарищества передвижных художественных выставок», «Мира искусства». В 1920-х годах заявила о себе как портретисте. На ее первоначальное увлечение портретом заметно повлияло творчество отца, который после 1905 года полностью отдается своей главной стихии – живописи, сосредоточившись на портретном жанре и поднявшись, по словам В.Д. Поленова, на недосягаемую высоту умением схватывать не фотографическое, а живое сходство. В 1921 году Ольга Малютина становится членом творческого объединения «Союз русских художников», в которое входил и С.В. Малютин.
В 1930-х годах Малютина проявляет все больший интерес к натюрморту, несмотря на то, что в этот период в советской стране этот жанр развивался неактивно. Именно натюрморт превращается для Ольги Сергеевны в то художественное пространство, в котором она чувствует себя наиболее уверенно, раскованно и органично. Малютину привлекают широкие возможности, которые открывал этот жанр, позволяющий выразить собственное мироощущение через близкий ее пониманию и темпераменту предметный мир. На протяжении 1930-х-1960-х годов натюрморт оставался для художника наиболее привлекательным и универсальным способом как в решении живописно-пластических, «формальных» задач, стремлении «набирать» смысловую значимость, так и в остром желании преображать, украшать жизнь.
Сила малютинских натюрмортов – в подчеркнутой материальности вещей. Она достигнута, прежде всего, кропотливыми «штудиями». Без них невозможно добиться той естественности и живости, которой обладают композиции Малютиной – достаточно увидеть ее «Ландыши», «Розы» или «Нарциссы». Внимание Малютиной к детали, малой форме отчасти сродни взгляду голландских мастеров, выплеснувшим в XVII столетии на картины всю красоту сотворенного Создателем предметного мира. Особенно близки к написанным с любовью голландским «десертам» те малютинские работы, главными мотивами которых являются изображения экзотических фруктов и драгоценной утвари – изделий из серебра, стекла, фарфора. В таких композициях, как «Фрукты с подсвечником», «Дыня с зеленым виноградом», «Примула, фарфор, металл», основным содержанием становятся выступающие на первый план декоративные качества, заставляя бесконечно любоваться мерцанием золота в узорах фарфоровых чашек и статуэток, игрой бликов на прозрачных бокалах и серебряных подносах, нежным поблескиванием плоти сочных гранатов, дынь, апельсинов. Малютина то собирает предметы в компактные группы, то растягивает их на поле столешницы, приближая композицию к панорамной, увиденной с точки зрения сверху.
В спектр интереса Ольги Сергеевны иногда попадают совершенно не пафосные и на первый взгляд, малопривлекательные объекты – стеклянные банки с огурцами, медные сковородки, глиняные кувшины. Но она начинает разглядывать их через призму совершенно особого пиетета, так, что обычные предметы неожиданно становятся удивительно емкими, основательными и монументальными. Приглушенно-ровная колористическая гамма, размеренный аскетичный строй позволяют оценить каждый из предметов, как одинаково значимый и важный – таковы малютинские «Огурцы» и «Кастрюли». Подобная трактовка немного сближает эти изображения, с одной стороны – с видением испанских мастеров «золотого века», где сдержанно суровый изобразительный строй с четкой расстановкой объектов работает на возвеличивание обыденного и прозаического, а с другой – с голландскими монохромными «завтраками», где элементы колорита, подчиненные одному господствующему тону, нацелены на вдумчивое созерцание.
Предметная насыщенность многих натюрмортных композиций О.С. Малютиной, их декоративная зрелищность, то искреннее наслаждение, с которым художник раскрывает красоту предметного мира, заставляет вспомнить и о роскошных композициях фламандских мастеров, где выливающаяся в праздник демонстрация изобилия и щедрости стала одной из главных отличительных черт. Материально-чувственные «Свежие овощи» и «Хлебы» – пусть и не столь пышные в своих формах, как фламандские аналоги – отправляют зрителя к эмоционально-приподнятому искусству Фландрии XVII века.
Выразительность фактур и объемов – качества, неизменно привлекающие в малютинских картинах, – еще и результат артистичного использования известных композиционных приемов. Это и темные фоны, буквально «выталкивающие» предметы на «авансцену» и тем самым усиливающие их цветоносность, и рассеянное освещение, когда предметы мягко погружаются в спокойный световой поток, и различные ракурсы изображений, заметно меняющие впечатление от композиции, но сохраняющие такое расположение объектов, при котором лучшим образом можно воспринять их фактуру, объем.
О.С. Малютина была верна жанру натюрморта всю свою жизнь. Каждая ее картина, одухотворенная искренним и уважительным отношением к предмету, наполненная позитивной энергией и жизнеутверждающей силой – бессмертное признание художника в любви к миру, восторженный гимн его вечной красоте.

Художественная галерея
Адрес: ул.Коммунистическая, 4
Тел.: (4812) 38-06-95 (касса); 38-74-41,
8-910-113-26-98 (экскурсоводы)

Источник: smolensk-museum.ru