Сокровища смоленских музеев

Скульптура Никиты Панина работы Марка Антокольского

13 июня 2013г.

«Настоящие вещи» - новая рубрика сайта «КП – Смоленск». Каждая из публикаций, выходящих еженедельно по средам, рассказывает об одном из экспонатов смоленской Художественной галереи. День недели в данном случае выбран неслучайно. Если материал заинтересует, можно не откладывая в долгий ящик отправиться в музей уже в четверг. И отпрашиваться с работы для этого не нужно. По четвергам специально для вас галерея работает до семи часов вечера. Наша первая публикация в рубрике «Настоящие вещи» была посвящена польским портретам. Сегодня речь пойдет о малоизвестной работе прославленного Марка Антокольского.
Марк Антокольский Звучное имя скульптора Марка Антокольского (1843 – 1902) на слуху у многих - даже у тех, кто на память не сможет привести ни одного примера его работ. Одну из них, к слову, по фотографиям знает каждый школьник. Это склоненный над рукописью Нестор-летописец, который встречает нас на первых страницах учебника по литературе для 5 класса.
Немногие знают, что бронзовый собрат Нестора, в котором, приглядевшись, можно заметить даже общие черты авторского стиля, встречает посетителей Смоленской художественной галереи. В пространстве холла между входом и знаменитой кованой лестницей стоит, но лучше сказать - сидит, отлитая во Флоренции скульптура Никиты Панина.
Бронзовую дань памяти своему предку отдала княгиня Мария Мещерская. В 1875 году она заказала Марку Антокольскому изваять статую деда, которая стала одним из главных украшений дворца в имении Дугино. Эту богатейшую усадьбу, располагавшуюся на территории нынешнего Сычевского района, годы смуты не пощадили – сейчас от нее не осталось ничего кроме пары фундаментов. Но часть его сокровищ, разошедшаяся по различным музеям, все-таки сохранилась.


Стоит лишь немного приглядеться к бронзовому памятнику Панину, чтобы понять, что это не просто скульптурный портрет. Фигура как будто немного съехала в кресле, руки бессильно лежат на подлокотниках, на лице горькая усмешка. На коленях – письмо, а возле кресла – распечатанный конверт. Из этого письма видный государственный деятель Никита Панин узнал о том, что Екатерина II, признавая все его заслуги, все-таки отправляет его, своего бывшего соратника, в отставку. Фигура запечатлела момент жестокого разочарования, краха карьеры, потери лучших надежд.
- Марка Антакольского как скульптора упрекали за то, что он перегружает свои скульптуры деталями, но он настолько точен исторически в своих работах, что это удивляет, - рассказывает Татьяна Боброва, научный сотрудник Смоленской художественной галереи, экскурсовод. - По этой скульптуре можно изучать историю костюма. Кружева, прическа ордена - все соответствует эпохе и биографии. К примеру, мы знаем, что Никита Иванович Панин в быту, тогда это было очень модно, носил чулки, и они постоянно спадали складками с его худых икр – все складочки можно разглядеть и на этой скульптуре.
Действительно, только отполированный блеск напоминает о том, что перед нами бронзовое изваяние. Панин выглядит живым и вызывает сочувствие. Безусловно, вестибюль галереи – не лучшее место для этого экспоната, но поднять восьмисоткилограммовую скульптуру выше не представлялось возможным – могла не выдержать лестница.
Кстати, именно значительный вес в свое время спас Панина и от вывоза в Германию. Оккупация Смоленска застала его в музее «Русская старина», где фашисты устроили казарму. Что там с ним вытворяли – трудно сказать, но, судя по всему, Панину довелось побывать даже в роли мишени. Когда в 1943 году смоленский художник-график Виталий Бухтеев, день за дней запечатлевая освобожденный Смоленск, добрался до разграбленного музея Тенишевой, входя на второй этаж, он сначала испугался, приняв за человека скульптуру Панина. Вероятно, немцы пытались забрать ее, покидая город, однако не смогли протолкнуть сквозь дверной проем да так и бросили. А может, отпугнула как раз эта усмешка человека, которого застали в момент жестокого осознания бренности славы земной.
Помощь в подготовке материала оказали сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника.

Художественная галерея
Адрес: ул. Коммунистическая, 4
Тел.: (4812) 38-06-95 (касса); 38-74-41, 8-910-113-26-98 (экскурсоводы).

Ольга ЕФРЕМОВА
«Комсомольская правда в Смоленске»
Источник: http://www.kp.ru/daily/26092.4/2991384/