Сокровища смоленских музеев

«Весна» Михаила Врубеля

04 июля 2013г.

Таких небольших скульптур с названием «Весна» по всему миру разбросаны десятки. Все они - плод эксперимента Михаила Врубеля, во второй половине 90-х годов 19 века увлекшегося майоликой. Не смотря на то, что форма, по которой отливалась глина, для всех «Весен» использовалась одинаковая, они не похожи друг на друга – отличаются колоритом, особенностями и блеском поливы. Например, в Третьяковской галерее стоит более темная, отливающая бронзовой зеленью «сестра» смоленской перламутровой «Весны». Зачем же Врубель без конца тиражировал одну и ту же работу?
Вторая половина 90-х для него была отмечена множеством перемен. В это время в жизнь художника вошла будущая жена - Надежда Забела, произошло сближение с композитором Римским-Корсаковым – они вместе работали над театральными постановками. «Благодаря вашему влиянию решил посвятить себя русскому народу… сделать что-нибудь русское, например: Лель, весна-красна…» - писал Врубель другу-композитору.
Чуть ранее Врубель возглавил абрамцевскую керамическую мастерскую – детище мецената Саввы Мамонтова. Здесь вместе с керамистом-технологом Петров Ваулиным одну за одной они изготавливали «Весен». Зачем? Все дело было в эксперименте с майоликой – так называют покрытую глазурью обожженную глину. Ваулин и Врубель отрабатывали тогда изобретенный ими метод восстановительного обжига и выясняли его возможности на практике. Глиняные изделия закладывались в печь по нескольку раз, а их авторы следили, как поведут себя краски, какой цвет, оттенок, блеск приобретут, перекрашивали, переделывали, пробовали. В 1900 году на Всемирной выставке в Париже художник получил медаль за работы, созданные в абрамцевской мастерской.
В образе этой многоцветной и многоликой весны искусствоведы угадывают черты музы Врубеля, Надежды Забелы. Но, с другой стороны, «Весна» одновременно является и попыткой приблизиться к Вечной Женственности, идея которой зарождалась тогда в русском модерне. Особый смысл приобретает и то, что эти скульптуры делалась и переделывалась множество раз – современники вспоминали, что Врубелю было присуще неутомимое желание соревноваться с авторами всех известных ему шедевров. В том числе и с самим собой, до бесконечности, до конца, до патологии – вспомним, как художник ежедневно переписывал лицо «Поверженного демона» прямо в выставочном зале…

Художественная галерея
Адрес: ул. Коммунистическая, 4
Тел.: (4812) 38-06-95 (касса); 38-74-41, 8-910-113-26-98 (экскурсоводы).

Ольга ЕФРЕМОВА
«Комсомольская правда»
Источник: http:// http://www.kp.ru/daily/26103.3/2999067/