Сокровища смоленских музеев

«Былинный» пророк Илия

04 июля 2013г.

Пророк Илия был взят живым на небо. Сюжет о его огненном восхождении будоражил ум и воображение не одного иконописца. Вознесение на огненной колеснице есть и в коллекции Смоленского областного музея-заповедника. Икона, экспонат из тенишевской коллекции, находится в Художественной галерее и, в свою очередь, вдохновляет тех, кто умеет ее увидеть.
Свою коллекцию Мария Клавдиевна Тенишева собирала по всей России, и важное место в ней занимают так называемые «северные письма» - образцы иконописи Русского Севера. Мастером, а может и мастерами, одной из таких провинциальных школ было написано и это «Огненное восхождение» - установить происхождение иконы более точно пока не представляется возможным.
- На Север, туда, где не было крепостного права, приезжали люди со всех концов России – потому что там было полегче, - рассказывает Татьяна Боброва, научный сотрудник Смоленской художественной галереи, экскурсовод. - Обустраиваясь, они строили не только дома, но свои маленькие храмы. Иконы во многих случаях создавали сами. Мастера, конечно, старались соблюсти канон, но иногда плохо его знали или не имели под рукой нужных образцов. Поэтому в их иконопись вплетались элементы народного стиля и, пожалуй, авторские «поправки» – каждый старался рисовать красиво, так как он понимал красоту.
Глядя на эту икону, невольно думаешь о модернизме. Такие приходят в голову ассоциации, особенно, если смотреть с расстояния, не приближаясь. Всю верхнюю половину пространства занимает огромный красный круг. В него вписана колесница с Ильей, уже прощающимся с учеником Елисеем. Лишь кончик плаща (правильно эта одежда называется «милоть») еще находится вне небесного огненного вихря. Его тянут руки Елисея, которому учитель обещал в момент вознесения передать свою способность к чудесам. Еще чуть ниже – два предыдущих состояния Илии: момент посещения его ангелом и, собственно, то с чего все начиналось – одинокое ожидание своей участи в пустыне.
Из трех присутствующих на иконе изображений Илии последнее, в нижнем левом углу, самое удивительное. Ни фигурой, ни лицом он здесь не напоминает привычные иконописные образы. Мы видим ожидающего битвы богатыря, крепкого телом, с окладистой бородой. Автор не только по традиции, а вполне живо и явственно отождествляет Илию с громовержцем Перуном. Мелкие скадки на одежде и локоны волос напоминают о стилистике палехских шкатулок.
На иконе много деталей. Но ни одной лишней. Вот птицы, которые носят Илие еду, вот дюны, увенчанные лещадками, вот ручеек. Пожалуй, все это замечешь именно в таком порядке. У ног пророка – посуда, сложившаяся в миниатюрный натюрморт.
Краски иконы – красная, золотая, черная темпера и немного синей. На удивлении все они кажутся полупрозрачными, уподобляясь совсем не иконописной акварели.
Помощь в создании материала оказали сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника.

Художественная галерея
Адрес: ул. Коммунистическая, 4
Тел.: (4812) 38-06-95 (касса); 38-74-41, 8-910-113-26-98 (экскурсоводы).

Ольга ЕФРЕМОВА
«Комсомольская правда»
Источник: http://www.kp.ru/daily/26099.3/2996181/