Праздник в Долгомостье 

Сокровища смоленских музеев

Федор Васильев «Тополя»

23 августа 2013г.

Сельский пейзаж: поле, мельница, дорога и идущий по ней крестьянин с котомкой и собакой. Пожалуй, в этой картине не было бы ничего особенного, если бы не освещение. Автор, Федор Васильев (1850 – 1873), запечатлел все это в предгрозовое время, когда между синими тучами еще пробиваются полоски света – желтого, тревожного, уходящего. Вероятно, именно магия света придает в общем-то простому пейзажу драматизм, придавая ему черты метафоры жизни и смерти.
Картину эту молодой художник, к слову, обреченный остаться молодым навсегда и уже знавший об этом (Федор Васильев в 23 года проиграл битву с чахоткой), написал, вернувшись из Харьковской губернии, где гостил у графа Строганова. Отсюда и тополя – южные, пирамидальные, воткнутые в небо.
Значительная часть холста отведена небу. Именно оно создает настрой – предупреждает о том, что уже очень скоро разгуляется буря. Доберется ли наш крестьянин до дома? Если нет, то найдет ли он место, чтобы укрыться? Не будет ли ему страшно одному встретить ненастье в поле? Все эти вопросы можно наполнить философским подтекстом. Но если «убрать» небо, выровнять освещение – от них не останется и следа.
Оттенки цвета и оттенки мысли настолько сложны, что фотография не передает их. Поэтому это произведение как бы то ни было нужно обязательно смотреть в галерее. Тем более что галерея наша, смоленская. В других собраниях картин, в частности в Русском музее, вы тоже сможете найти работы Васильева, выполненные в том же ключе. Он много и плодотворно экспериментировал с естественным освещением, отрабатывая идеологическую платформу своего искусства. По его мысли, картины должны не просто отражать действительность, как бы плоха или хороша она ни была, но менять ее к лучшему – уже не на картине, а в реальности.
Пейзаж Федора Васильева «Тополя» поражает особенной взволнованностью, в которой угадывается душа самого художника, и напряженностью, характерной для всего его творчества. Васильев оставил нам психологический пейзаж, изумительный по технике и тонкости восприятия.
В Смоленскую художественную галерею картина поступила из государственного музейного фонда в 1927 году, недавно прошла реставрацию.

СПРАВКА КП
Федор Александрович Васильев (1850 – 1873)
Федор Васильев был сыном мелкого почтамтского чиновника в Петербурге. Уже двенадцатилетним ребенком его отдали на службу в почтамт за три рубля жалованья в месяц. Однако при всем этом мальчик умудрился с ранних лет пристраститься к рисованию. Молодой Васильев вскоре оставил службу и поступил в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а несколько позже стал пользоваться советами И.Н. Крамского и И.И. Шишкина.
Трудился Васильев самозабвенно, делая бесконечные зарисовки, этюды, пытливо изучая природу. Талант его развивался довольно быстро. Это при том, что Федор Васильев уже в 23 года знал, что смертельно болен. За короткую жизнь он успел раскрыть новые грани пейзажа, уйдя от чистой созерцательности к психологизму. В своем творчества Васильев подошел к той степени эмоциональности, которая в будущем будет характерна для Левитана.
 

Помощь в создании материала оказали сотрудники Смоленского государственного музея-заповедника.

Художественная галерея
Адрес: ул. Коммунистическая, 4
Тел.: (4812) 38-06-95 (касса); 38-74-41, 8-910-113-26-98 (экскурсоводы).

Ольга Ефремова
«Комсомольская правда»
Источник: http://www.kp.ru/daily/26123.4/3015865/