Сокровища смоленских музеев

Макс Йозеф Вагенбауэр "Пастух со стадом"

10 сентября 2013г.

Макс Йозеф Вагенбауэр Макс Вагенбауэр - немецкий живописец и литограф, представитель натуралистического направления в живописи. Это одно из значительных имен мюнхенской школы. Голландско-натуралистическое направление в живописи развивалось параллельно с немецким классицизмом и романтизмом, в конце XVIII - 1-й трети XIX века. Оно особенно достойно внимания при рассмотрении пейзажной живописи. Во главе этого направления стояли такие крупные представители мюнхенской школы, как Генрих Бюркель и Кристиан Моргенштерн.
Вагенбауэр родился и всю жизнь прожил в Баварии. Будучи современником немецких романтиков, работавших в Риме, он никогда не посещал Италию, а прошел обучение в Мюнхенской Академии художеств у очень известных по тем временам художников Иоганна Дорнера Старшего и Христиана Манлиха. В истории искусства Вагенбауэр известен как мастер пейзажей, включавших изображения животных. Вагенбауэр начал с идеальных композиций, обратился к ведуте - топографически точному ландшафту, а затем перешел к более свободным изображениям баварского пейзажа. Под влиянием своего соотечественника Иоганна Генриха Роса и голландца Паулюса Поттера он специализировался на изображении пасущихся стад.
Небольшая работа "Пастух со стадом" является одним из многочисленных видов верхнебаварских плоскогорий, отличающимся точным соотношением пространственных планов и света, а также глубиной их передачи. Своеобразие и выразительность небольшой работе придает особое созерцательно-задумчивое настроение, которым охвачена окружающая природа, животные, пастух, устремивший взгляд вдаль. Картина демонстрирует острую наблюдательность художника и в то же время его творческую самостоятельность. Вагенбауэр всегда заботился о том, чтобы его пейзажи были не только точным наброском с натуры, но и носили завершенный характер. Картина выполнена на металлической основе, датирована 1824 годом, то есть за пять лет до смерти художника. В смоленский музей поступила в 1934 году из Дорогобужского уезда, до этого входила в собрание немецкой живописи Барышниковых.

Лидия Мельникова