Праздник в Долгомостье 

Сокровища смоленских музеев

Франсуа Буше? "Сельская жизнь"

02 сентября 2013г.

Франсуа Буше XVIII век во Франции связывается в нашем представлении со стилем рококо, для которого характерны фривольная интимность сюжетов, хрупкое изящество форм и светлые легкие краски. В области декоративной живописи успешно работал Франсуа Буше (1703-1770) - мастер изящной станковой картины.
В его работах сформировался основной принцип стиля рококо - изящный декоративизм, подчиняющий себе и тему картины, и ее композиционное построение. Это один из самых блестящих художников середины XVIII века, любимец знатоков и коллекционеров, первый живописец короля и глава французской школы того времени. Его картины воспевали мифы о нежно-томной любви. Буше был знаком с Антуаном Ватто - мастером галантного жанра. Галантная легкость, мягкая итальянская традиция и голландское влияние в духе А. Блумарта органично сплелись в "Сельской жизни", одном из ранних произведений мастера, созданной около 1730 года. Не исключено, что смоленская работа является авторской копией. Оригинал находится в Лондоне, в частной коллекции (Francois Boucher. Metropolitan Museum of Art, New York, 1986, p. 110). Картина долгое время считалась работой другого модного французского живописца того же времени Луи Мишеля Ванлоо и носила название "Пастораль". В переводе с латинского "pastoralis" значит пастушеский. Пастораль или идиллия как литературная форма сложилась в поздней античности и дожила до XVIII века, претерпев при этом ряд изменений. Однако она всегда предполагает изображение жизни простосердечных, искренних детей природы, наивных и нежных пастухов. Смоленская картина лишена сильных страстей и желаний. Главная ее тема - поэзия мирной сельской жизни. Фигуры пастухов и пастушек сохраняют природную естественную прелесть. В отличие от "галантных" пейзан Ватто одеты они очень просто, подобно безмятежно спящему молодому пастуху на переднем плане. Возле него непременный пасторальный атрибут- гитара. Трогательность и непосредственность композиционного замысла завершает лежащая неподалеку корова.
Картина воспевает деревенскую жизнь, но не носит эротического и сентиментального оттенка более поздних работ Буше. При отсутствии тонких духовных связей доминирует декоративное начало: цветовые пятна, ритм движений. Богатый, нежный, высветленный колорит удачно сочетается со сложной композицией произведения.
Критик Дени Дидро всегда считал, что в Буше потерян самый многообещающий талант его времени. Но, несмотря на всю его одаренность, Дидро вскоре разочаровался в нем, усмотрев в его творчестве чрезмерную самоудовлетворенность и успокоенность, нежелание добиваться чего-то более серьезного, чем изображение нимф и пастухов. В 1765 г, когда Буше был объявлен первым живописцем короля, Дидро не преминул высказаться, назвав главным недостатком художника его нравственную испорченность. Сегодня мы склонны к большей терпимости в отношении к этому мастеру, понимая, что художники обычно доверяют только себе, руководствуясь собственными моральными нормами и потребностями.

Лидия Мельникова
«Пчела», 1, 2007 г.