Сокровища смоленских музеев

Виллем Калф (?) «Натюрморт»

24 августа 2013г.

Виллем Калф «Натюрморт». В середине XVII столетия все жанры голландской живописи охвачены стремлением к передаче изобилия и пышности. Устав от бесконечных распрей и войн, голландцы обнаруживают, что их окружают прекрасные вещи. Небывалый расцвет переживает жанр натюрморта, пройдя эволюцию от скромных "завтраков" Класа и Хеды к роскошным "десертам" Калфа и Бейерена. Художественная галерея располагает натюрмортом, стилистически близким работам Калфа.
Виллем Калф родился в Роттердаме в 1619 году. После шестилетнего путешествия по Франции художник поселился в Амстердаме, где в 1651 году женился на Корнелии Плейвер, занимавшейся шлифовкой бриллиантов. Свою карьеру живописца Калф начинал как мастер крестьянского жанра, увлекавшегося изображением незатейливых предметов кухонной утвари: кастрюль, сверкающих медных тазов. Первые работы отличались небольшими размерами и тонкостью исполнения. Постепенно скромная утварь вытесняется роскошными ювелирными изделиями, золотыми кубками, дельфтским фаянсом и китайским фарфором.
Смоленский натюрморт относится к типичным произведениям зрелых лет Калфа, когда он в совершенстве овладел всеми средствами художественной выразительности. На бархатной скатерти несколько небрежно расставлена дорогая драгоценная посуда, разложены изысканные угощения. Голландские художники обладали бесценным даром убедительной передачи материальности вещей. В этом им помогали нехитрые приемы. Так, для того чтобы передать бархатистость ткани, художник собирает ее в складки, в которых эта бархатистость более всего ощущается. Стенки бокала кажутся еще более хрупкими из-за налитой туда прозрачной жидкости: сока или вина. Персик надкушен, булочка надломлена, лимон наполовину очищен. Золотистое свечение кубка, опрокинутая серебряная ваза, блики на фаянсе, стекле и металле вносят дыхание жизни в так называемую "мертвую природу". Свет, падающий из окна, еще более разнообразит композицию, сочетаясь с теплой красочностью колорита. Каждый предмет несет печать незримого присутствия человека. Натюрморт воспринимается фрагментом одной из многочисленных, жизнерадостных картин Халса, посвященных корпоративным пирушкам. Так или иначе, несомненно одно - это торжествующее прославление красоты окружающего мира.

Лидия Мельникова
«Пчела» 5, 2007 г.