Праздник в Долгомостье 

Сокровища смоленских музеев

«Летний пейзаж» Генрих Бюркель

10 апреля 2013г.

«Летний пейзаж» Генрих БюркельВ XIX столетии в Германии существовало несколько художественных направлений, основными из которых считались классицизм и романтизм. Параллельно с ними развивалось натуралистическое направление, которое особенно достойно внимания при рассмотрении немецкой пейзажной живописи. Во главе этого направления стояли представители мюнхенской школы: Генрих Бюркель, Макс Вагенбауэр, Христиан Моргенштерн.
Генрих Бюркель принадлежал к ведущим мастерам мюнхенской школы, был одним из основателей так называемого бюргерского реализма в Германии. Его богатое наследие включает жанровые произведения и пейзажи. Работая в Риме с 1831 по 1833 годы, он увлекался романтическими веяниями. Отдавая преимущество крестьянскому жанру, Бюркель создавал многочисленные варианты картин в соединении с простыми деревенскими сценами.
Его "Летний пейзаж" смоленского собрания типичен для раннего творчества мастера и очень красив. Мотив довольно прост: крестьянский двор, коровы на водопое. Горы, затянутые пасмурной дымкой, и бело-серые облака над ними сообщают оттенок величавости обыденной сцене. Превосходно переданы отражения предметов в прозрачной глади воды. При этом у Бюркеля интерес к предметному миру не доминирует, а органично связан с общей живописной формой. Романтическое мировосприятие художника проявилось в непритязательности мотива, изображении тонкой прелести тихого, скромного уголка природы.
Картина невелика по размеру. Узкая тематика и небольшой формат произведений этого мастера объясняются тем, что художник долгое время увлекался искусством "малых голландцев" XVII века. В настоящее время работы Генриха Бюркеля пользуются наибольшим спросом на международных аукционах. Смоленский музей располагает тремя картинами Бюркеля, поступившими в 1920 году из собрания Барышниковых.

Лидия Мельникова