Сокровища смоленских музеев

"Юдифь с головой Олоферна " Джованни Пеллегрини

10 августа 2013г.

Одним из обновителей итальянской живописи конца XVII -первой половины XVIII века по праву считается Джованни Антонио Пеллегрини (1675-1741). Как живописец он сложился в венецианской среде, где смог изучать легкое и утонченное барокко Пьетро Либери, а также последние работы Луки Джордано с его свободной, текучей фактурой письма. Его эскизы были самыми блестящими в XVIII веке. Серия плафонных и настенных росписей, выполненная художником в Лондоне, Дюссельдорфе, Гааге.
Смоленская картина "Юдифь с головой Олоферна" относится скорее к позднему периоду жизни Пеллегрини, после того как художник поработал в Австрии и Германии - замке Мангейм в 1737 году. К этому времени форма предметов стала более жесткой и точной, воздушная серебристость исчезла, а цвет утяжелился в поисках эффектов светотени. Сюжет взят из Ветхого завета. Молодая вдова решает спасти родной город Ветилуй, осажденный войсками ассирийского полководца Олоферна. Надев свое лучшее платье, она вместе со служанкой, рискуя жизнью, отправляется в военный лагерь врага. Полководец, увидев прекрасную женщину, устраивает пир в ее честь. Оставшись наедине с Олоферном, Юдифь отрубает голову уснувшему военачальнику и возвращается в свой город. Ассирийцы терпят поражение.
Картина полна драматизма, что усилено резкими контрастами света и тени, живого теплого тела Юдифи и тяжелой окровавленной головы Олоферна. В то время как могучая Юдифь торжествующе держит свой трофей, служанка заботливо склонилась над приготовленным мешком, что сообщает сцене несколько бытовой оттенок. Композиция - полуфигурная, что говорит о влиянии творчества Караваджо, полна барочного динамизма. Академический характер ей придает типичное цветовое сочетание - белого, ярко-синего и холодного красного. "Юдифь" долгое время считалась единственным живописным произведением Пеллегрини в нашей стране. Французскими искусствоведами установлено авторство еще двух работ этого художника, находящихся в музее г. Серпухова.

Л. Мельникова

История одного шедевра… Д. Пеллегрини «Юдифь с головой Олоферна»

Работа этого художника долгое время считалась единственным живописным произведением в нашей стране, пока недавно французские искусствоведы не установили авторство еще двух его работ в других музеях России. Джованни Антонио Пеллегрини - итальянский живописец периода позднего барокко представлен в Смоленской художественной галерее картиной «Юдифь с головой Олоферна». 
Ветхозаветный сюжет. Юдифь решает спасти родной город Ветилуй, осажденный войсками ассирийского полководца Олоферна. Она вместе со служанкой, рискуя жизнью, отправляется в военный лагерь врага. Полководец, увидев прекрасную женщину, устраивает пир в ее честь. Оставшись наедине с Олоферном, Юдифь отрубает ему голову, и ассирийцы терпят поражение. Картина напоминает детально продуманную театральную мизансцену. Всё здесь: и жесты, и мимика персонажей, и даже освящение - напоминают сцену, будто подсмотренную в театре.
Дарья Иванова, искусствовед: «Пеллегрини был знаменит своим умением срежиссировать композицию. И при этом персонажи не выглядят отвлечёнными, они - выразительные и живые. Главная заслуга художника здесь заключается в том, что выбрав такой яркий и захватывающий сюжет, он нашёл удивительно точное и адекватное ему выражение».
Картина полна барочного динамизма. Драматизм подчёркнут резкими контрастами света и тени, живого теплого тела Юдифи и тяжелой окровавленной головы Олоферна. Виртуозные декоративные композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера - основа в изобразительном искусстве барокко.

Сергей Новиков
Смоленская ГТРК
Источник: http://smolensk.rfn.ru/region/rnews.html?id=28407&rid=1211