Сокровища смоленских музеев

Илья Репин. Портрет М.К. Тенишевой

16 сентября 2013г.

На этом портрете, отличающимся яркой убедительностью внешней характеристики модели, с тщательно выписанными деталями костюма и интерьера. Немаловажная роль серди них отведена изображению нот – напоминанию о певческом таланте княгини. Во взгляде модели читается сила характера.
Самой Тенишевой портрет не понравился – и это еще мягко сказано. Вот как она описывает связанный с ним эпизод в биографической книге «Впечатления моей жизни»:
«… До смерти надоело мне позировать Репину. Писал он и рисовал меня чуть ли не шесть или семь раз, мучил без конца, а портреты выходили один хуже другого, и каждый раз из-за них у меня бывали неприятности с мужем: он их просто видеть не мог… В особенности за один портрет я очень рассердилась.
Репин всегда боялся красивых складок, мягких тканей в женских портретах. Ему, как истинному передвижнику, подавай рогожу: иметь дело с ней ему было покойнее. Затеял он как-то писать меня в черном домашнем платье, шерстяной юбке и шелковой кофточке, и к этому более чем скромному туалету он непременно захотел прилепить мне на шею пять рядов крупного жемчуга. Как я ни отговаривалась, ни противилась, он настоял на своем. В руках у меня была тетрадь романсов Чайковского… Я была изображена с атрибутами певицы. Подобная иллюстрация указывает каждому без ошибки, к какому цеху принадлежит заказчик портрета.
Но все бы это ничего – портрет выходил довольно удачный, свежий по краскам. Красноватый лоскут старинной материи на фоне хорошо гармонировал с цветом лица, платья и жемчуга, и, к счастью, обложка романсов Чайковского была едва выписана, и на ней не красовалось имя издателя и адрес. Но вот беда, работа портрета была как-то прервана по случаю моего отъезда, и в мое отсутствие Репин, убоявшись, вероятно, цветистого тона, намазал вместо него прочную штукатурную стену коричневого колера. Наверно, у него с последним мазком свалился камень с души, и он свободно вздохнул.
Потом портрет был мне любезно предоставлен взамен пяти тысяч рублей. С мужем у меня опять из-за него вышла история. Он не на шутку рассердился и за деньги, и за неудовлетворительную вещь: - Боже мой, да когда же эти художники тебя проучат и так тебя намалюют, что раз навсегда отобьют охоту к подобной пачкотне...»

Ольга ЕФРЕМОВА
«Комсомольская правда в Смоленске»
Источник: http://www.kp.ru/daily/26129.4/3020863/

 

Портрет М. К. Тенишевой работы Ильи Репина

В Смоленскую художественную галерею после реставрации вернулось известное произведение из коллекции княгини Тенишевой – портрет Марии Клавдиевны работы одного из известнейших художников-передвижников Ильи Репина. Портрет еще достаточно академичен, но в нём уже чувствуется тенденция к психологизму создателя «Бурлаков на Волге», «Крестного хода в Курской губернии» и картины «Не ждали».
Это изображение княгини Тенишевой выделяется из многочисленных её портретов именно сиюминутностью, ситуативностью композиции. Мария Клавдиевна - в позе энергичного разворота, со взглядом, устремленным на зрителя. Строгое тяжелого шелка черное платье оттеняется несколькими нитками жемчужного ожерелья. Подчеркивая музыкальность героини, художник изобразил ее с нотами в руках.
Дарья Иванова, искусствовед: «Очень сложный ракурс, сложный поворот. Кажется только, что Мария Клавдиевна оторвала глаза от нотных листов и повернулась к зрителю. Во взгляде читается сила её характера. И мне кажется – это главное, что увидел Репин и передал в этом портрете».
Илья Репин часто бывал в Смоленском имении Тенишевых, часто писал там портреты княгини (искусствоведы называют цифру восемь), давал ей советы, связанные с изобразительным искусством. Между ними сложились дружественные, хотя и непростые отношения. Пусть самой Тенишевой и не нравился этот портрет, но Репин в нём, безусловно, схватил самую сущность её властной деятельной натуры.

Сергей Новиков, Светлана Николаенкова
Смоленская ГТРК
Источник: http://smolensk.rfn.ru/region/rnews.html?id=24951&rid=1211