Сокровища смоленских музеев

Археология. Тайны смоленских артефактов

31 июля 2014г.

Коллекция археологии, насчитывающая порядка 200 тысяч единиц, - самая большая в музее-заповеднике. Без преувеличения бриллиантом этой коллекции можно назвать предметы, найденные в 1990-х годах в районе современной Киселевки. Об уникальности этих вещей «РП» рассказала Татьяна Столярова, заведующая отделом археологии Смоленского государственного музея-заповедника.

В конце прошлого века известный смоленский археолог Евгений Альфредович Шмидт, раскапывая древнерусские курганы в д. Туринщина, при зачистке материкового грунта случайно обнаружил две могилы, которые позволили ученому заглянуть вглубь веков. А именно в... середину третьего тысячелетия до нашей эры. Конечно, за 4,5 тысячи лет органика в песчаном грунте не сохранилась. Зато остались предметы, которые положили в могилы вместе с усопшими. Самыми красивыми элементами коллекции по праву считаются глиняные сосуды. Многие из них были найдены расколотыми, но умелые руки реставраторов придали им первоначальный вид.

Центральный экспонат коллекции - горшок с орнаментом. По мнению специалистов, украшения очень хорошо маркируют культуру, к которой принадлежал изготовивший его мастер. Как и форма сосуда, она говорит о том, что перед нами артефакт так называемой «культуры шаровидных амфор». Она была распространена в Центральной Европе, на территории нынешней Польши, севера Украины. А Смоленск стал самой восточной точкой на земном шаре, где удалось обнаружить следы этой цивилизации. Именно в этом и состоит уникальность могильника в Туринщине.

Как считает Евгений Альфредович, первые люди на нашей земле, которые знали натуральное хозяйство - скотоводы и земледельцы, - проповедовали культуру шаровидных амфор. Об этом свидетельствует и то, что рядом с могилами нашли ямы с костями домашних животных. А еще эти погребения можно назвать «богатыми». Скорее всего, покоившиеся там люди относились к зажиточному сословию и имели высокий статус в обществе.

Горшки были слеплены вручную: гончарного круга тогда не знали. И хотя они немного скособочены, сделаны довольно ловко. На многих из них орнамент в виде кругов и палочек, которые предположительно наносили костями животных и специально изготовленными стилусами, не закольцован. Помимо глиняных сосудов, в захоронениях обнаружили изделия из кремня - традиционного для той поры материала для орудий труда. Этот камень хорошо колется на горизонтальные пластины, а значит, ему можно придать практически любую форму.

Но даже с учетом этих особенностей кремня можно судить о ювелирной точности, с которой изготовлены и отшлифованы топоры и наконечники на стрелы.

- Это настоящие произведения искусства, тонкие и прочные. Но, скорее всего, в военном деле они не использовались, а были сделаны специально для погребения, - считает Татьяна Викторовна. - Кстати, наш белорусский коллега уверен: использованный кремень происходит с запада Белоруссии.

Если вдуматься во все вопросы, которые возникают при изучении этих предметов, можно прийти к выводу: 4,5 тысячелетия назад мобильность населения ничем не уступала нынешней, хотя технических средств передвижения не было и в помине. Кстати, смоляне вскоре смогут увидеть эти уникальные артефакты древности.

- В конце этого года или в начале следующего мы обязательно экспонируем их в музее истории, - отметила Татьяна Столярова.


Юлия Шенгур
«Рабочий путь»
Источник: http://www.rabochy-put.ru/culture/24338-tajjny-smolenskikh-artefaktov.html