Сокровища смоленских музеев

Икона «Чудо о Флоре и Лавре»

28 ноября 2014г.

Часто ли вы видели на иконах… животных? Корреспондентам «РП» довелось полюбоваться необычной церковной картиной в Художественной галерее – сокровищнице живописных шедевров. Приглашаем и вас в мистическое историческое путешествие в XVI век. А сопровождать нас будет старший научный сотрудник этого отдела Смоленского музея-заповедника Дарья ИВАНОВА.

- Все самое ценное, что есть в нашей галерее, представлено именно в зале древнерусской живописи, - уверена Дарья Александровна. - Здесь собраны уникальные подлинники образцов искусства XV - XVIII веков различных иконописных школ: псковской, новгородской, московской, северной. Выстроенные в хронологические ряды, они представляют огромный пласт культуры наших предков.

Один из таких шедевров – икона «Чудо о Флоре и Лавре» (XVI век), написанная по классическим канонам новгородской школы. Ее отличают четкий изысканный рисунок, «мажорная», праздничная палитра, основу которой составляют ярко-красный, густо-зеленый, золотой. Чтобы понять ее сюжет (Архангел Михаил вручает Флору и Лавру поводья коней, оседланных для битвы), нужно знать не столько житие святых, сколько народные верования жителей северных широт, на которых основывается «картина».

На Руси Флора и Лавра широко почитали как целителей и покровителей лошадей и конного воинства. Вот почему эти животные - неотъемлемая часть всех икон, на которых изображены братья-святые.

- Истоки сложения этой иконографии не ясны. По мнению ряда исследователей, изначально она бытовала только на Севере Руси. По устному преданию, сохранившемуся там, с открытием мощей мучеников прекратился падеж скота, - рассказала Дарья Иванова.

В композицию иконы включены изображения трех святых всадников – близнецов Спевсиппа, Мелевсиппа и Елевсиппа. В переводе с греческого их имена означают «ускоряющий бег коня», «заботящийся о коне» и «гоняющий коня».

Живость и непосредственность всему изображению придает нижняя часть композиции, которая оттеняет неторопливость и торжественность главной темы. На этом фрагменте мы видим пришедший на водопой табун разномастных коней.

Икона замечательно сохранилась. Деревянная доска, на которой она написана, была очень хорошо высушена и обработана мастерами древности. А темперные краски на основе яичного желтка такие же яркие, как и пять столетий назад.

- «Чудо о Флоре и Лавре», как и большинство других икон галереи, восходит к собранию Марии Клавдиевны Тенишевой, которая на рубеже XIX и XX веков занималась сохранением древнерусской живописи. Ее коллекция - настоящая хрестоматия церковного искусства. Долгие годы княгиня и ее помощник историк и фотограф Иван Федорович Борщевский целенаправленно искали редкие экспонаты. Теперь их мечта сбылась - увидеть уникальные иконы могут все смоляне и гости города, - отметила Дарья Александровна.

Юлия Шенгур
«Рабочий путь»
Источник: http://www.rabochy-put.ru/culture/59615-obyknovennoe-chudo.html