Сокровища смоленских музеев

Иностранцы в России

15 декабря 2014г.

Прогуливаясь по залу русского искусства XVIII века Смоленской художественной галереи, можно повстречаться с картинами кисти француза, шведа, австрийца. Не удивляйтесь, служители культуры вовсе не ошиблись этажом, развешивая полотна. О том, почему среди произведений искусства отечественных авторов оказались холсты зарубежных живописцев, рассказала старший научный сотрудник этого отдела Смоленского музея-заповедника Дарья Иванова.

- В художественной галерее есть несколько картин, которые можно отнести к интереснейшему этапу развития русской живописи, - россике. Это период, когда в нашу страну по приглашению государей приезжали работать прославленные иностранные мастера, - начала экскурс в историю Дарья Александровна.

Одно из таких произведений искусства - портрет великого князя, сына Петра III и Екатерины II, будущего императора Павла Петровича. Написал его французский художник Жан Луи Вуаль, почти не известный у себя на Родине, но пришедшийся ко двору в России.

Это изображение Павла Петровича поражает своей «двойственностью». С одной стороны, портрет задуман как репрезентативный, увековечивающий монарха. Павел в парадной одежде, при атрибутах власти: с орденами Св. Андрея Первозванного (лента, звезда) и Св. Анны (крест). С другой, автор смог передать детскую незащищенность, испуг во взгляде царственной особы и даже, может быть, трогательную попытку поважничать - именно эти человеческие качества придают работе черты камерности. Так было сказано новое слово в искусстве середины XVIII века - гениальное соединение пышного величия и проникновенного психологизма.

- Чтобы передать тонкость и ранимость натуры монаршей особы, Жан Луи Вуаль использует потрясающую лессировочную живопись, во много слоев накладывая полупрозрачную масляную краску. Именно за счет этой техники художнику удалось добиться эффекта румянца на щеках наследника престола и переливов фактуры бархата его одежды, - отмечает специалист.

В музей-заповедник картина попала в 1921 году из Сычевского уезда. Скорее всего, раньше она находилась в собрании усадьбы Паниных. Предположительно оттуда же поступил и еще один портрет, относящийся к россике. Речь идет об изображении супруги Павла I Марии Федоровны. Эта работа принадлежит кисти другого прославленного художника - шведа по происхождению Александра Рослина.

- Он долгие годы писал портреты представителей русской царской семьи и высшей аристократии, однако не все они могли порадовать «заказчиков». Например, Екатерина II отозвалась крайне нелестно о своем изображении: «Написал меня Рослин как шведскую кухарку». Настолько грубым и простым показалась ей работа иностранца, - рассказала Дарья Иванова.

Зато про портрет великой княгини Марии Федоровны этого не скажет даже самый придирчивый ценитель искусства. Будущая императрица представлена на нем как иностранная дама, какой и была София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская до принятия православия. Даже одета она не по нашим традициям, а по всем канонам модного в Европе рококо. Тонкость, с который выписана фактура летящих тканей ее платья, блеск нитей жемчуга в волосах, пышность высокой прически - вот благодаря чему художник добился свой цели и показал красоту, блеск, великолепие и достоинство Марии Федоровны.

А на противоположном стенде, словно отражение в зеркале, размещен еще один портрет той же модели.

- Здесь мы видим уже не хрупкую молодую девушку, только что вышедшую замуж за наследника русского престола, а женщину-мать десятерых детей, хозяйку Павловска и императрицу России. Над этой картиной работал австриец Иоганн Батист Лампи Младший - уважаемый европейский художник, состоявший при Венском дворе, - рассказала Дарья Александровна. - Его манера живописи неподражаема: кажется, что фигура Марии Федоровны, написанная очень мягким мазком, вот-вот растворится в дымке.

Кстати, похожий стиль изображения можно встретить в работах русского художника Владимира Лукича Боровиковского. И неудивительно, ведь он был учеником Лампи и после его отъезда из России получил в наследство мастерскую учителя.

- В целом европейская манера живописи, привнесенная еще Петром I, оказала колоссальное влияние на русскую школу, выведя ее на новый уровень. В этих залах - работы отечественных художников, по большей части неизвестных. Но во всех них просматривается след россики, - отметила Дарья Иванова.

Юлия Шенгур
«Рабочий путь»
Источник: http://www.rabochy-put.ru/culture/59752-inostrantsy-v-rossii-i-ikh-khudozhestva.html