Профессионалам

Сергей Черняков: «Подготовка кадров для культуры региона – стратегический вопрос развития отрасли»

10 сентября 2018г.

Основанный в год полета Ю.А. Гагарина в космос, сегодня Смоленский государственный институт искусств продолжает оставаться учебным заведением, где осуществляется подготовка специалистов для сферы, которая может и должна стать одним из конкурентных преимуществ Смоленщины, считает начальник Департамента Смоленской области по культуре и туризму Сергей Черняков.

Сергей Александрович, почему подготовка кадров для учреждений культуры является вопросом именно стратегического порядка?

 - Потому что всегда и в любом направлении, и культурная отрасль не исключение – кадры, как решали, так и решают все. Что касается культуры, то это тем более актуально. Дело в том, что культура не является чем-то застывшим, скажем так, забронзовевшим. И даже её традиционные проявления могут и должны искать новые форматы выражения, новые, креативные способы и методы привлечения к нашему культурному наследию внимания максимального количества и смолян, и гостей Смоленщины. И в этой связи подготовка специалистов для сферы культуры является для нас стратегическим вопросом развития отрасли. Соответственно, наличие в системе профессионального образования региона Смоленского государственного института искусств, работающего вот уже более 50 лет – важнейший момент, с точки зрения реализации мер государственной кадровой политики в заданном направлении. И, особенно важно подчеркнуть, что приоритетной задачей Департамента Смоленской области по культуре и туризму, подведомственным учреждением которого является институт искусств, было и продолжает оставаться обеспечение учреждений культуры области квалифицированными сотрудниками, умеющими работать в том новом формате, о котором шла речь ниже. Сегодня для этого существуют необходимые базовые условия, так как их подготовка в Смоленском государственном институте искусств, что очень важно, осуществляется, в том числе по программам среднего профессионального образования (колледж).

А какие еще условия необходимы, помимо упомянутых вами базовых, для практической реализации кадровой политики в культуре?
- В первую очередь, это желание, умение и фактическая способность руководства и профессорско-преподавательского состава института искусств работать не по инерции, а с учетом современных условий. Еще раз повторяю: культура, как важнейшая форма коммуникации, является живой, постоянно меняющейся, трансформирующейся системой. И, чтобы понимать, чувствовать, что культура жива – тем, кто готовит молодых специалистов для сферы культуры, просто необходимо держать руку на пульсе. Понимаете, не учитывать современных методов и методик преподавания, не видеть новых явлений и тенденций в искусстве, не использовать свежие, яркие способы популяризации и продвижения культурного наследия региона – мы просто не можем себе позволить. Вот на что следует, на мой взгляд, обращать внимание, когда речь идет о подготовке кадров для культуры Смоленщины. Это наша общая задача – задача Департамента Смоленской области по культуре по туризму и, конечно, задача руководства и трудового коллектива института искусств.

Кстати, а какие кадры сегодня готовятся на базе Смоленского института искусств, в том числе, по программам среднего профессионального образования?
- На базе среднего профессионального образования подготовка специалистов осуществляется сразу по нескольким направлениям, среди которых социально-культурная деятельность, народное художественное творчество, живопись, сольное и хоровое народное пение. На базе высшего образования специалисты готовятся самого различного профиля: от библиотечно-информационной и социально-культурной деятельности до актерского и музыкально-инструментального искусства. Считаю, что актуальными направлениями являются режиссура театрализованных представлений и праздников, а также актерское искусство. Слава Богу, в Вузе сложились хорошие традиции. И сохранение традиций в сочетании с новыми подходами и технологиями – несомненно будет давать сфере культуры нашей области те кадры, которые ей очень нужны. Потому что только тогда можно будет говорить о конкурентных преимуществах смоленской культуры, в том числе и в контексте развития туристского потенциала.