События-мероприятия-акции

«Женитьба Белугина» на сцене Смоленского Камерного

28 сентября 2016г.

Новый сезон Смоленский Камерный театр открыл спектаклем по пьесе Н. Я. Соловьева и А. Н.Островского «Кто ожидал? (Женитьба Белугина)».
Комедия, написанная более столетия назад и поначалу не слишком заинтересовавшая публику, во второй половине ХХ века стала привлекать к себе внимание постановщиков и зрителей, а особую популярность приобрела именно в последние десятилетия. Причина, конечно, в том, что наша новая, почти капиталистическая действительность неожиданно весьма освежила старинную и в советский период отчасти потерявшую актуальность ситуацию «брак по расчету». Для театра открылась возможность увидеть в старой и, как принято было считать в эпоху ее создания, не самой лучшей пьесе современные характеры, современные коллизии.

Постановка Смоленского Камерного театра, конечно, в полной мере использует эту возможность. Но рассмотрим спектакль по порядку. Поскольку ритм современной жизни диктует стремительность во всем, пьеса значительно сокращена: из пяти действий осталось два, исчезли некоторые действующие лица. Но на смену и в дополнение к неторопливому реализму Александра Николаевича Островского в спектакль включены элементы символики, музыкальное сопровождение, пластика. Спектакль поставлен очень экономными средствами.
Первое, что бросается в глаза, - блестящая работа художника-постановщика заслуженного художника России Николая Агафонова. Вся декорация - огромный нарядный торт (надо полагать, свадебный) на темном, с серебряными и золотыми тянущимися ввысь нитями фоне. Распадаясь на сегменты, торт легко трансформируется в квартиру. Любую.
Детали предоставлено додумывать зрителю - если пожелает. Зритель вообще многое додумывает в этом спектакле. Вот, например, пролог к нему: танец, где кто-то в маске, кто-то без маски; где, по крайней мере, две невесты (на это указывает подобие фаты…). Скорее всего, в это действо вынесена экспозиция пьесы: отказ от состоявшейся прежде помолвки Андрея Белугина с купеческой дочерью Таней.
Скрупулезный психологизм А. Н. Островского в спектакле Камерного театра отступает на второй план; характеры персонажей пьесы изменены, что осовременивает спектакль и предполагает иные психологические мотивации.
Конечно, наибольшая удача режиссера (Андрей Шанин) - Елена (ее играет Евгения Васильева). Вместо утонченной, с налетом зарождающегося «модерна», образованной девицы, по мысли А. Н. Островского, перед нами почти современница. Упор сделан не на образование (которого не видно) и не на утонченность (в спектакле она присутствует скорее в виде претензии), а на хорошо знакомый нам тип девушки, исповедующей принцип «ведь я этого достойна». Елена в спектакле - самоуверенная избалованная девушка, выросшая в убеждении, что она должна получить все самое лучшее, причем без каких-либо обязательств с ее стороны.
Предложение Андрея Белугина (артист Денис Овчинников) воспринимается ею как первый большой успех. Собственно, она к этому и стремилась: богатство есть, будет и любовь. Николаю Агишину (артист Никита Куманьков) вовсе не нужно долго убеждать Елену в двойной выгоде брака с этим влюбленным увальнем: она и сама знает, что должна получить все сразу - и обеспеченную жизнь, и любовь. «Она этого достойна», а в одном флаконе или в двух - не так важно. Нисколько не смущает Елену и то, что ее планы основываются на разрушении жизни Андрея. Она откровенно жадно любуется подаренными бриллиантами (в отличие от эпизода в пьесе, где реакция Елены не столь откровенна). Вполне соответствует ей и Николай Агишин. Подобных ему, то есть обладающих внешним лоском и при этом крайне циничных, молодых людей наше время тоже породило достаточно.
На фоне этих двух наших современников Андрей Белугин в первом действии выглядит нелепо: мы его не встречали в повседневной жизни, таких нет вокруг нас. Единственный сын очень богатых родителей должен, в нашем представлении, оказаться или хорошо знающим себе цену и презирающим всех «мажором», или сызмальства обладать хватким умом и быть достойным продолжателем отцовского дела (каким Андрей Белугин предстает во втором действии), но не наивным, теряющим голову от любви простаком.
Замысел А. Н. Островского (изобразить нравственную чистоту купечества) на фоне осовремененной героини теряет психологическую достоверность ввиду отсутствия этого явления в нашей жизни. В спектакле смешиваются персонажи из разных времен: девушка вполне характерная для рубежа ХХ - ХХI веков и молодой купец второй половины ХIХ века.
Легко представить себе, что режиссер пошел на смешение непредставимых в одну эпоху психологических типов сознательно: перед нами комедия, сказка - с Иванушкой-дурачком, неожиданно оказавшимся умнее всех.
Во втором действии фольклорный Андрей-Иванушка и его «замоскворецкий», откровенно и даже подчеркнуто порожденный А. Н. Островским, отец (оба в поддевках) неожиданно оборачиваются цивилизованными бизнесменами (в сюртуках). К концу второго действия Андрей, надев модную куртку, выглядит и вовсе вполне современно: перед нами знающий себе цену и увлеченный делом молодой бизнесмен. Это вызывает резкое изменение отношения к нему Елены. Изменение чувств Елены психологически мотивируется известным тезисом «чем меньше женщину мы любим…». На это намекает сам Андрей: оказывается, он сознательно, скрепя сердце скрывает свою любовь и доброту.
Это его тактика, чтобы завоевать сердце жены. В общем, чем все закончилось бы в жизни, еще неизвестно. Но это и неважно. Потому что перед нами сказка.
Старинная и вечно новая, с отсылками в узнаваемую сегодняшнюю жизнь и одновременно в жизнь прошлую, ушедшую. Прекрасная сказка о любви, побеждающей цинизм и подлость. Сказка с хорошим концом, которую так легко, так приятно смотреть и в выходной, и в будний день. Сказка, которая и развлечет, и заставит задуматься, и уж точно подарит нам долгожданный отдых после тяжелого рабочего дня.


Людмила Горелик
«Рабочий путь»
http://www.rabochy-put.ru/society/77826-zhenitba-belugina-na-stsene-smolenskogo-kamernogo.html