- Главная
- Сервисное меню
- Музеи
- Выставки-события-акции
- Завершает свою работу выставка "Техники графики. Литография"
Завершает свою работу выставка "Техники графики. Литография"
До 12 мая у посетителей Художественной галереи есть возможность познакомиться с временной выставкой графики.
Смоленский музей-заповедник в рамках цикла выставок "Техники графики" продолжает показ ранее не выставлявшихся работ из своей обширной коллекции.
В фондах музея насчитывается несколько сотен первоклассных литографий художников различных школ. Для выставки выбрано 42 наиболее ярких листа, созданных европейскими мастерами XIХ века.
Термин "литография" произошел от двух греческих слов: lithos – "камень", и grapho – "пишу", "рисую". Это особый способ печати изображений, при котором краска под давлением переносится с камня на бумагу. Такой способ печати изобрел в 1790-х годах немецкий писатель и типограф Иоганн Алоиз Зенефельдер. По легенде, однажды он случайно записал счет из прачечной на известняковом камне, а потом положил его на влажную ткань. Спустя время Зенефельдер заметил, что надпись отпечаталась на материи. Тогда он решил применить такой способ в своей типографии.
Для литографии выбирали ровные и гладкие известняковые камни, которые дополнительно шлифовали. Далее полиграфисты переводили на них изображение со специальной бумаги – корнпапира. Она была плотной, зернистой и покрытой особым клеевым составом. Камень с готовым рисунком использовали, когда печатали репродукции.
Мгновенно литография стала одним из самых популярных и распространенных в Европе и России видов печатной графики, так как была дешевле гравюр по дереву и металлу и позволяла создавать много копий одного изображения. Так изготавливали плакаты, афиши и рекламные объявления, литографии печатали в газетах и журналах.
Но в то же время в этой технике создавали подлинные шедевры станкового искусства: тончайшие пейзажи и портреты, занимательные жанровые сценки и подробные виды городов.
У литографии, как правило, несколько авторов – художник, создавший первоначальное изображение, и литограф, перенесший его на камень. Нередко уже существующие литографские оттиски снова переводят на камень другие художники. Немалую роль играют печатники и литографские мастерские. Поэтому полноправными авторами конкретной литографии могут быть два, три, даже четыре художника.
В 1820-х годах, в эпоху романтизма, появились автолитографии. Их самостоятельно изготавливали художники. Они рисовали на камне специальными очень жирными литографскими тушью и карандашами, которые были сделаны из мыла, воска, сажи и смолы. Затем изображение обрабатывали раствором соляной и серной кислот – так, чтобы на камне появлялись небольшие углубления и смывали его. После этого камень покрывали типографской краской. Из-за особой обработки рисунок проступал только там, где его первоначально нанес художник литографскими карандашами. Камень с готовым изображением отдавали печатникам, а уже они тиражировали работу.
Автолитографией занимались Эжен Делакруа, Франсиско Гойя. Этот способ печати они использовали, когда выпускали альбомы со своими работами.
Популярна литография была и в России – ею увлекались Алексей Венецианов и Карл Брюллов.
Задача данной выставки – познакомить посетителей с литографией как с чрезвычайно разнообразной техникой: она может представлять любой жанр, быть в один тон или цветной, может напоминать легкий карандашный рисунок или имитировать живопись. Эта техника позволяет печатать всё – от этикетки для сыра до сложнейшего городского пейзажа.
Самый большой раздел на выставке – 12 работ из серии "Памятники архитектуры Франции". Автором рисунков почти ко всем этим литографиям стал Николя-Мари-Жозеф Шапюи. В его работах очень точно, во всех подробностях передан облик знаменитых соборов, замков, мостов Шартра, Амьена, Лиона, Руана – все значительные достопримечательности Франции. В каждой из них изображение дополнено фигурами людей и животных, будничными сценками из простой городской жизни.
Если мы заинтересовали вас, приходите на нашу выставку!